О работе учителя-логопеда
Лабузнова Татьяна Михайловна - учитель - логопед;
Дата рождения: 04.03.1971;
Образование, квалификация по диплому: высшее, КГПИ, 1993, учитель и логопед вспомогательной школы;
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации: курсы КИРО, 2020;
Дата аттестации, категория - высшая, 31.01.2018;
Общий трудовой стаж/ педстаж/ стаж в данной должности: 30 лет/30 лет/30 лет;
Почетное звание и награды: премия в области образования «Признание»,
Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Акулинина Марина Сергеевна - учитель - логопед;
Дата рождения: 08.11.1987;
Образование, квалификация по диплому: высшее, КГУ, дефектологический факультет, специальность учитель-логопед, олигофренопедагог;
Общий трудовой стаж/ педстаж : 9 лет/9 лет
Достижения учителей-логопедов
Организация логопедической службы
Работа учителя-логопеда в ДОУ
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной логопедической помощи.
Целью логопедической работы в ДОУ является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей, а также социальная адаптация детей с нарушением речи и формирование у них предпосылок учебной деятельности с последующей интеграцией в общеобразовательную школу.
Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном учреждении
- Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:
- Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников групп общеразвивающей направленности и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПК с целью комплектования групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
- Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-образовательной работы на учебный год.
- Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
- Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-образовательного процесса.
- Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- Коррекция звукопроизношения;
- Автоматизация звуков в речи;
- Дифференциация звуков в речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа сочетается с развитием речевых навыков. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы доводятся до сведения воспитателей, администрации детского сада и родителей.
- Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы - осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей.
Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных консультаций, бесед, открытых занятий, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
- Методическая деятельность
Семинары-практикумы, мастер-классы, участие в педагогическом совете
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
- разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
- перспективное планирование;
- изучение и обобщение передового опыта;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
- поиск наилучших средств коррекции речи детей;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- самообразование;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
- Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.
Выставка "Удивительные буквы"
Логогалерея